forkredit.com | http://www.sadowod.com | vivaspb.com | finntalk.com
Печать

Дух

Таблица №1 Проблемы общества и философии

Проблемы общества и философии:

«Кризис разума», «кризис человека»,   «кризисе философии», «конец философии», «падение нравственности», затянувшийся «духовный кризис» западной цивилизации. Всё это угрожает обществу неописуемыми бедствиями.

Причина проблем:

Духовные и нравственные ценности утратили единую ориентацию.

Иначе говоря, представления о духовности, нравственности, добре и зле, возвышенном и низменном, об истине и лжи размыты («окутаны густым туманом»).

Почему возникли эти проблемы?

1. Материальные ценности, ценности комфорта имеют в обществе ведущую роль; установлена власть денег над всеми общественными процессами, включая культурные.

2. Засилье идей материализма, отвергающего такие метафизические понятия как «душа», «совесть как орган души», «дух», «духовный мир» и тем более – «Бог».

Как можно решить проблему «потери духовности»?

1. Признать человека не только как материальное, но и как духовное существо, состоящее, кроме тела, ещё из души и духа.

2. «Развеять туман», прояснить представления о душе, духе, духовности, нравственности, добре и зле, возвышенном и низменном, об истине и лжи.

Как можно решить проблему «потери нравственности»?

 

1. Принять критерий границы между добром и злом, между нравственностью и безнравственностью; утвердиться в единых нравственных нормах для общества.

2. Определиться с идеологическим вектором, а также с необходимостью общественных институтов воспитания нравственных норм.

Таблица №2 Сложности в определении понятий духовности и границы добра и зла

Сложность в   определении понятия духовности:

1. Духовность - многолика, имеет причудливое разнообразие определений. На вопрос «что есть духовность?» - все отвечают по-разному.

2. Необходимость определения сопряжённых с духовностью понятий, и в первую очередь, таких как душа, дух, совесть, граница добра и зла.

3. Сама сущность человека характеризуется многомерностью, не поддающуюся прямому и точному описанию.

Сложность в   определении границы между добром и злом

Философы старательно уходят от рассмотрения проблемы, поскольку материалистическое и либеральное сознание привело к потере нравственной ориентации.

Таблица №3 Исходное представление о понятии «дух»

Откуда взялось исходное представление о духе?

Понятие «дух» возникло в религиозном сознании, как метафизическая категория.

Что (кто) такое «дух» в изначальном представлении?

1. В общем случае, дух есть носитель жизни, нематериальное начало, определяющее изначальную движущую силу, присущую всему живому, и в том числе, является субстанцией сущностных сил человека.

2. В частности, согласно христианству, дух - бесплотное сверхъестественное личностное существо. Дух всегда личностен (иначе говоря, - персонифицирован). Он атрибут каждого индивида. Духом является третья ипостась Святой Троицы, духами являются ангелы (например, Архангел Михаил), в том числе и падшие (например, сатана, бесы). Поэтому для верующих действенны молитвы как форма связи с конкретными духами, например, святых отцов.

Совершенен ли дух человека?

Согласно христианству, дух каждого человека совершенен, поскольку сотворен «по образу и подобию Божию».

А у животных есть дух?

Есть, но без богоподобия.

Таблица №4 Исходное представление о понятии «душа»

Откуда взялось исходное представление о понятии «душа»?

Понятие «душа» возникло в религиозном сознании как метафизическая категория.

Что есть такое «душа» человека в изначальном представлении?

Душа есть нематериальное, духовное, бессмертное начало в человеке, определяющее его совесть и внутреннее нравственное состояние.

Где находится душа человека?

В области сердца. Священное Писание свидетельствует, что сердце есть орган желания и источник воли, добрых и злых намерений. Не случайно поэтому в русском языке укоренились фразы: «сердце подсказало», «чует сердце», «от всего сердца», «муки сердца», «сердечная привязанность», «любящее сердце», «сердце не стерпело», «скрепя сердце», «в сердцах сказать», «отлегло от сердца», «как Бог на сердце положит».

Какие представления и качества вырабатываются в душе человека?

Душа человека является полем битвы добра и зла. В душе человека вырабатываются такие нравственные представления и качества как честь, долг, самопожертвование, отважность, решимость, трудолюбие и, наоборот, безнравственные начала, присущие личности.

Что такое совесть в изначальном представлении?

Совесть является внутренним органом души, ответственным за нравственные качества, нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке. Совесть проявляется в способности личности самостоятельно реализовать нравственный самоконтроль, сопряженный с эмоциональным переживанием.

Может ли «сбоить» совесть? Всегда ли можно полагаться на совесть?

Да, может, поскольку совесть формируется под воздействием царящей в обществе нравственной атмосферы. Полагаться на совесть можно только в том случае, если она достаточно развита той самой нравственной атмосферой.

Как соотносятся понятия «душа» и Дух»?

Душа выступает как бесплотное тело (футляр) для духа человека. Иначе говоря, дух пребывает в душе как в своём жилище. Дух человека совершенен по своей божественной природе, а душа может быть и падшей. Дух в этом смысле выше души и именно дух человека, сотворенный как «образ и подобие Божие», прежде всего отличает человека от животного. Животное имеет свои дух и смертную душу, но не имеет богоподобных свойств.

Что ещё вмещает в себя душа человека?

Всё, что касается нравственного состояния или переживания. Например, в душе находится «рай» или «ад» (то есть это не какие-то обособленные места метафизического мира, а конкретные состояния души), в которых уже при жизни может оказаться дух конкретного человека.

Какой уход необходим за своей душой?

Согласно христианству, покаянием душа очищается, добрыми делами залечиваются её раны (если «душа болит», если человек испытывает «душевные муки»), а питается душа молитвой, точно как тело пищей. Такой уход и составляет суть практики духовного совершенствования, (духовного роста).

Чем отличается душа святого человека?

Тем, что богоподобный, присущий человеку дух, сотканный из милосердной любви и добра к людям, заполняет собой у святого всю душу, вытесняя из неё всё порочное, безнравственное. Святость (духовное совершенство) достигается покаянием, молитвами и добрыми делами.

Общий вывод. От чего зависят душевные качества?

От нравственной атмосферы общества, в которой формируется человек и от собственных усилий духовного роста.

Таблица №5 Исходное представление о понятии «духовность»

Откуда взялось исходное представление о понятии «духовность»?

Понятие «духовность» также возникло в религиозном сознании, как метафизическая категория.

Что такое есть «духовность» в изначальном представлении?

Изначально под духовностью понималось всё относящееся к духу, душе и вере. Изначальное религиозное сознание рассматривает духовность как свойство души, воспринявшей тот или иной дух (например, Дух Божий или дух сатаны).

Духовность человека – это исключительно положительное качество?

Нет, не обязательно. Личность может быть охарактеризована как носитель, например, христианской или, наоборот, сатанинской духовности.

Может ли нормальный человек не иметь никакой духовности?

Нет, не может. Человек всегда имеет ту или иную духовность, в зависимости от результатов «битвы» добра и зла в его душе.

Таблица №6 История трансформации понятия «духовность»

Как получилось, что в восточнославянских культурах понятие «духовность» к началу ХХ века приобрело исключительно позитивный смысл?

Так получилось по причине многовекового доминирования православного сознания. Православное сознание   рассматривает духовность как свойство воспринявшей Бога (Святой Дух) души, с очевидным ориентиром на христианское вероучение.

Кому в православных культурах приписывались определения бездуховности,   антидуховности, псевдодуховности, бездушности?

Такие определения приписывались душам, отвергающим православную духовность.

Предлагаемые синонимы православной духовности

«Христианская духовность», «святодуховность» или «высокодуховность»

Предлагаемые антонимы православной духовности

Виды духовности (например, сатанизм, сектантство, материализм), отвергающие изначальные (ортодоксальные) христианские нравственные идеалы.

Таблица №7 История изменения сути понятия «духовность» к концу ХХ века

Как получилось, что советские идеологи не устранили понятие «духовность» из языка и культуры?

Они не смогли устранить понятие «духовность» из языка и культуры, поскольку православной духовностью были пронизаны вся русская дореволюционная литература и искусство.

Какой выход нашли атеисты -идеологи марксизма-ленинизма?

Формально сохранив термин «духовность», заместили (подменили) его суть, полностью выхолостив из него православно-религиозное содержание.

Как определили понятие «духовность» идеологи марксизма-ленинизма?

1. Как нравственность.

2. Как моральные ценности строителей коммунизма.

Как определяют понятие «духовность» светские (нерелигиозные) гуманисты?

1. Содержание высших образцов (нравственных норм и ценностей) человеческой культуры (искусства, права, морали, философии).

2. Доминирующая в жизни людей направленность нравственного сознания на высшие ценности гуманизма: жизнь, свободу, равенство, солидарность и справедливость.

Как определяют понятие «дух» современные светские гуманисты?

1. Дух понимается как любовь к качеству и воля к совершенству во всех областях жизни.

2. Дух понимается как синоним сознания, как настроение и эмоциональное состояние человека или коллектива (боевой дух, дух победы).

Таблица №8 Соотношение понятий морали, нравственности и духовности.

Исходное представление о морали и её критерий

Должное поведение людей на основе общественного мнения.

Критерий морали: «что люди скажут!?»

Исходное представление о нравственности и её критерий

Внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.

Критерием нравственности является собственная совесть, независимо от того, что «скажут люди», а именно: «я так сделаю, тогда совесть моя будет чиста».

Исходное представление о духовности и её критерий

Духовность рассматривается как свойство воспринявшей тот или иной дух души. Духовность может быть христианская, исламская, иудейская, буддийская, сектантская, сатанинская или иная.

Критерий духовности – соответствие устремлённости к высшему духу-идеалу (например, Христу, Магомету, Будде или, наоборот, сатане).

Современное представление об этих понятиях, навязанное материалистами и гуманистами.

Моральность=нравственность=духовность. Тождество этих понятий как доминирующая в жизни людей направленность нравственного сознания на высшие ценности гуманизма.

В чём принципиальное разногласие исходного представления о духовности с представлением материалистов и гуманистов?

1.В признании (или не признании) души, духа и совести в качестве сущностных свойств человека.

2. Исходное представление о духовности метафизично, но конкретно, а у гуманистов материалистично и совершенно не конкретно по причине множественности разнопонимания.

Таблица №9 О значении представлений о добре и зле как бинарной оппозиции.

Можно ли обойтись обществу без представления о добре и зле (или, иначе, о «хорошем» и «плохом»)?

Нет, поскольку именно бинарными оппозициями (типа «да» или «нет», «можно или нельзя») заданы как основы, так и особенности всех существующих и ранее существовавших культур.

Можно ли родителям при воспитании ребёнка обойтись без представления о «хорошем» и «плохом»?

Нет, поскольку для нормального нравственного развития личности представления «что такое хорошо, а что такое плохо» (как бинарной оппозиции) должны быть чётко зафиксированы. Поэтому нормальные родители всегда внушают своим чадам с самих ранних лет свои нормы и ценности.

Что предлагается современными гуманистами (постмодернистами)?

Отказ (прямой или завуалированный) от бинарных оппозиций, постепенно ведущий к потере нравственной ориентации. Пропагандируется множественность понимания нравственных норм.

Что предлагается традиционными культурами?

Предлагается нравственный Закон. Это правила нравственности, установленные культурно-религиозной традицией и принимаемые человеком в качестве непререкаемого авторитета в соответствии с его совестью или верой (законы Моисея, заповеди Иисуса Христа, суры Мухаммеда, этические предписания Будды)

Таблица № 10. О формировании представления о добре и зле в европейском сознании.

Когда началась борьба между добром и злом, между нравственностью и безнравственностью?

Эта борьба в человеческих душах и в обществе идёт столько же времени, сколько существует человек. Мнений на этот счёт в дохристианские времена было почти столько же, сколько религий и философов.

Когда установились чёткие нравственности ориентиры для человека и общества, признанные подавляющим большинством европейцев?

В I веке нашей эры в мир пришел Иисус Христос с проповедью милосердной любви как нравственного Закона жизни. Категории добра и зла, наконец, приняли однозначные и ясные очертания.

Что предлагается христианством?

Нравственный идеал и нравственный Закон, данный Иисусом Христом, которые пробуждают и направляет совесть людей. Этот нравственный Закон учит различать добро и зло, праведность от греховности, учит высокому значению и смыслу человеческой жизни.

Что предлагается светским гуманизмом, характерным для современной либеральной демократии?

Изощрённые стратегии, ведущие к потере нравственной ориентации. Эти стратегии, овладевая сознанием под прикрытием общественного законодательства по правам человека, угнетают совесть людей на основе не только дозволения, но и культа безнравственности, всего того, что определено христианством как грехи и пороки. Эти стратегии опираются, в первую очередь, на жадность, похоти тела, самомнение и стремление к власти, на внутреннюю потребность в материальном комфорте, если надо, даже ценой разрушения как природы, так и мирного сосуществования народов и их культур.

Какой вывод напрашивается из сравнительного анализа двух противостоящих концепций (христианства и светского гуманизма)?

Определить для европейских культур христианский нравственный Закон как «идеальное добро», а всю многоликость явных или завуалированных «гуманистами» антихристианских нравственных ориентаций как «идеальное зло».

Таблица №12 О духовности и нравственности с точки зрения процессов развития культуры.

Каково содержание культуры?

Содержание культуры составляют духовные ценности и ценности материальные.

Что лежит в основе духовных ценностей?

В основе духовных ценностей всегда лежит какая-либо религиозно-нравственная идея.

Что определяет становление и развитие любой культуры?

Воплощение той или иной религиозно- нравственной идеи.

Почему в рамках одной, например, исламской, религиозно- нравственной идеи имеется множество национальных культур (персидская, турецкая, татарская и т.д.)?

Этнопсихология любого народа как устойчивая и долговременная   характеристика формирует специфику национальных культур в рамках одного типа религиозно- нравственной идеи. Этнопсихология формируется традиционным укладом жизни, всегда имеющим свои уникальные национальные особенности. Культура (например, исламская) возникает из синтеза предшествовавших ей различных культурных традиций, особенностей национального уклада жизни.

Когда культура и духовность находятся в фазе подъёма (интенсивного развития)?

Когда духовные ценности всецело господствуют над ценностями материальными (витальными). Яркий пример – средневековая христианская культура.

Когда культура и духовность находятся в фазе деградации?

Когда материальные ценности «перевешивают» духовные. Яркие примеры дают культура Древнего Рима II века н.э., современные европейские (включая постсоветские славянские) культуры.

В каких условиях человек обретает собственно человеческие качества?

Человек обретает человеческие качества (в том числе, разговорную речь, абстрактное мышление и нравственность) только развиваясь в конкретной культуре, впитывая с детства правила поведения своей семьи и своего общества.

Что выполняет регуляцию отношений людей в обществе?

Регуляцию отношений людей выполняет нормативная база общества, где особое место занимает мораль и   нравственность, обеспечивая гуманизацию этих отношений через принятые нормы поведения, общения и взаимоотношения.

Что выполняет внутреннюю регуляцию поведения человека?

Внутренняя регуляция человека   обеспечивается исключительно его нравственным воспитанием, сверкой с собственной совестью.

Почему нравственность человека часто «сбоит»?

Нравственность человека часто даёт «сбои», поскольку нравственное воспитание никогда не бывает одинаковым или идеальным. Чтобы нравственность не давала «сбои» человек должен получать нравственное воспитание с развитием нравственной  интуиции (чувства, чутья).

Какой политико-правовой ориентации (идеологии) придерживаются в наше время

средства массовой информации и образовательные институты?

Либерально-демократическая ориентация, основанная на формальном признании политических и экономических прав и свобод индивида; для неё характерна чрезмерная «гибкость»   (снисходительность и некритичное отношение) ко злу, приводящая к нравственному хаосу и «размытости» в нравственной и духовной области, «размытости» границы между добром и злом.

Какова ситуация с нравственном воспитанием в современном либеральном обществе?

Плачевная. СМИ и образовательные институты в условиях слабого влияния Церкви и размытости нравственных представлений не справляются с задачей нравственного воспитания.

Что плохого в навязанной нам современной либеральной философии Запада?

Философия Запада свела весь смысл деятельности человека к обогащению до бесконечности, к потребительству. Жизнь во имя денег, порождая бездуховность, разрушила в личности гармонию разума, интуиции и чувств. А это – источник стрессов, деградации, массового распада семей, личностного отчуждения.

Чем заканчивается бытие в обществе без вековечного нравственного Закона, присущего традиционной культуре?

История свидетельствует, что бытие общества без нравственного Закона превращается в трагедию для народов. Самые ужасные примеры - периоды революций, гражданских войн и репрессий. Чем продолжительнее такое бытие общества, тем значительнее его трагедия. Очевидно, что наше нынешнее существование без авторитета нравственного Закона (то есть фактически бытиё «по понятиям») демонстрирует упадок и разложение культуры и общества.

Таблица №13 Выводы.

Что может остановить нравственную деградацию в обществе?

Следует обрести (установить) нравственное поле (атмосферу) развития личности, ориентируясь на единый нравственный Закон.

Какой нравственный Закон предлагается?

Нравственный Закон, характерный для традиционной культуры своего народа. В случае славянских культур - это христианский нравственный Закон. В случае народов Средней Азии - это исламский нравственный Закон.

Что будет в случае подмены нравственного Закона новомодными либеральными гуманистическими философскими концепциями?

В этом случае мы получим «винегрет» нравственных ориентаций. Из-за многообразия сомнительных и противоречивых мнений формируется нравственная разновекторность общества. Общество, игнорирующее единый нравственный Закон, неизбежно потеряет свою стабильность, неминуемо дезорганизуется.

Что рекомендуется понимать под духовностью?

Рекомендуется сохранить понятие «духовность» в первозданном смысловом значении, то есть как всё, что относится к духу, душе и вере. Духовность - это свойство души, воспринявшей тот или иной дух (например, Дух Божий или дух сатаны).

Что может возродить духовность?

Возродить духовность может обращение к духовным истокам своей культуры.

Как зафиксировать представления о «добре» и «зле» (как бинарной оппозиции) для славянских народов?

 

В соответствии с отеческой духовной традицией предлагается определить христианский нравственный Закон как критерий «идеального добра», а всю многоликость явных или завуалированных антихристианских нравственных ориентаций как «идеальное зло». Речь тут идёт вовсе не о религиозной агитации (вера – интимное дело каждого), но об ясных критериях «добра», без которых никак нельзя обойтись.

Что позволит дать достойный ответ антропологическому кризису, обеспечив перспективу развития народов?

 

1. Признание души, духа и совести как неотъемлемых составляющих сущности человека.

2. Следование призыву: «Назад, к культурной и духовной традиции своих предков»!

3. Признание нравственного Закона, характерного для традиционной культуры своего народа, в качестве основы нравственного воспитания.