forkredit.com | http://www.sadowod.com | vivaspb.com | finntalk.com
Печать

Смысл

Исследование проблемы смысла жизни

Проблема смысла жизни является ключевой в филосо-фии. Почему же она практически не разрабатывается в философской литературе?

В обществе утвердилась материалистическая установка: «истинно только то, что научно» (что можно доказать). Наука же самым очевидным образом демонстрирует свою неспособность ответить на вопросы «зачем» и «во имя чего» мы живём? Ибо в этом случае речь идет вовсе не о точном научном знании, а, согласно замечанию Л.Толстого, о некотором роде веры. Одни верят в то, что жизнь не имеет смысла, а другие не верят в это и, наоборот, считают ее исполненной смысла.

Что понимается под смыслом жизни, цель или предназначение?

 

Смысл жизни можно рассматривать и как цель, и как предназначение. Можно спорить о соотноше­нии понятий «смысл жизни» и «цель жизни». Они не исключают двойственной трактовки. Однако, как нам представляется, желательно все-таки принципиально разделить понятия «смысл жизни» и «цель жизни». Предлагается рассматривать смысл жизни исключительно как предназначение человека, а цель жизни - как поставленную к выполнению главную жизненную задачу (макроцель). Тогда цель жизни может быть определена как желаемое состояние жизнедеятельности человека, ограниченное нравственностью. А смысл вообще всякого явления находят за его пределами. Смысл определяется не изнутри, а извне Его можно только найти, а цель может ставиться (корректироваться) как субъектом целеообразования, так и извне. Цели ставят себе даже животные, а искать свое предназначение дано только человеку.

В каких источниках можно найти ответ на вопрос о смысле жизни?

Существует три основных источника поиска смысла жизни: искусство, философия и религия.

Что нам предлагает искусство и на основании чего?

Все лики искусства преображают наблюдаемые явления жизни в художественные образы, помогают осваивать этические и эстетические ценности. Но делают они это на основе философского либо религиозного мировоззрения авторов этих образов. Следовательно, для поиска ответа на вопрос о смысле жизни надо искать мировоззренческий первоисточник самих авторов.

Какие ответы предлагает философия?

Согласно натуралистической (атеистической, агностической и т.д.) философии смысл жизни человека заключается в том, чтобы полностью реализовать свое биологическое предназначение, социальные установки и личностные устремления ради существования себя, близких себе и вообще своего биологического вида. Но такое понимание смысла жизни «ради самой жизни» зачастую подводит к осознанию абсурдности жизни со всеми вытекающими из этого последствиями.

Субъективно же ориентированная скептическая философия, представленная волюнтаризмом и пессимизмом (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), а также экзистенциализмом (Ж.-П.Сартр, А.Камю),   по существу, обессмысливает сам вопрос о смысле жизни.      

И только философы, признающие и высоко ценящие духовную жизнь человека, которую они считают производной, прежде всего, от отношения человека к Абсолютному бытию, к тому, что выше человеческого Я, указывают логику «результативного» поиска смысла жизни (Г.Сковорода, В.Соловьев, Е.Трубецкой, Н.Бердяев и др.).

Какие ответы предлагает религия?

Предназначение человека метафизично, оно само по себе, по своей внутренней сути является чем-то внешним для человека, именно пред-назначением; это соотнесенность жизни с некими целями, заданная помимо моей воли и сознательной свободы. В жизнь человека предназначение входит как призвание и как служение. Тот, Который дал жизнь человеку, не просто к чему-то человека предназначил, Он еще и призывает человека к сознательному и свободному исполнению этого предназначения. То есть, это означает, в конечном счете, откликнуться и быть верным Тому, Кто тебя зовет, Тому, Кто тебе жизнь дал. Религия утверждает, что подлинный смысл человеческого бытия обретается в общении с Богом.

Можно ли вопрос смысла жизни рассматривать без увязки с мировоззрением?

Нельзя, поскольку необходимо определиться с основными мировоззренческими вопросами, в т.ч. о «мироздании», «первичности идеи», «материальности мысли», «нравственном законе» и т.п. Собственно говоря, именно мировоззрение человека предопределяет направление поиска ответов на все ключевые вопросы философии.

Какие известны основные мировоззренческие системы?

Как известно, основное ядро всякого мировоззрения   составляет одна из двух базисных философских систем: материалистическая и идеалистическая. Именно их положения в контексте заявленной темы и будут нами рассматриваться, несмотря на общее обилие разных философских и религиозных систем и взглядов.

На какие фундаментальные вопросы должно давать ориентир мировоз­зрение?

Мировоз­зрение должно давать ориентир позиции человека по следующим фундаментальным вопросам:

  • что есть мироздание?
  • что есть человек?
  • как человеку следует жить?

Причем осознанный ответ на третий вопрос является следствием представлений о первых двух.

Что составляет суть наших представлений обо всем в мире? Наши воззрения на мир, на то, каков он, могут быть научными знаниями или только верованиями?

Истина заключена в том, что лишь малая часть воззрений, и то весьма фрагментарных, получили надежное научное объяснение. Однако этих фрагментарных знаний явно недостаточно, чтобы сформировать цельное мировоззрение человека. Что касается рационального мышления, то мы не можем понять даже природу муравья. Наука может объяснить свойства и закономерности поведения объектов, но не может объяснить, почему всякий объект обладает теми общими свойствами, которыми он обладает, не может объяснить первопричину организованного порядка мироздания. Если же допустить, что все в мире совершенно случайно, то тогда наука не в состоянии объяснить, по какому экстраординарному совпадению случайностей различные объекты, состоящие, в конечном итоге, из одних и тех же элементарных частиц, имеют совершенно различные свойства. У нас нет никаких оснований предполагать, что случай мог создать такую чудесную и невероятно сложную организацию мироздания.

Касательно основ мироздания и сущности человека вера в науке перекликается с верой в философии и верой в формате обыденного сознания, демонстрируя родство с верой в религии.

Научно доказанных ответов на вопросы «Что есть мироздание?» и «Что есть человек?» никогда не было и ныне нет. Ответить на эти вопросы помогут только здравый смысл и логика, интуиция и совесть, принятые верования. Поэтому мировоззрение человека, как субъекта обыденного сознания, на самом деле представляет собой упорядоченную комбинацию его верований. Иначе говоря, наше мировоззрение, каким бы оно ни было,- идеалистическим, материалистическим или смешанным, - всегда представляет собой комбинацию тех или иных верований, накапливаемых (приобретаемых) в процессе жизненного опыта.

Какие толкования смысла жизни предлагают известные материалистические концепции?

Например, принятие на веру теории эволюции Ч.Дарвина, и, в частности, происхождения человека от обезьяны, предопределяет смысл жизни как борьбу за выживание вида (рода). Принятие на веру теории коммунизма К.Маркса предопределяет смысл жизни в том, чтобы участвовать в построении коммунизма (социальной справедливости и материального рая на земле), а главной миссией социального существования человека является борьба против класса эксплуататоров. Принятие на веру идей Ф.Ницше предполагает, что истинным смыслом жизни является реализация «воли к власти», а при принятии на веру идей З.Фрейда – осуществление первичных влечений…

Почему ответы на вопрос о смысле жизни не убедительны в материалистическом толковании?

Наличие множества подходов, их бездоказательность и множество ответов на этот вопрос, в которые мы должны также верить, но уже не признавая Создателя, заставят нас сомневаться в их правильности. Если человек отказался от веры в Бога, то он не захочет верить ни в идола, ни в научные мифы. Он должен достоверно знать. Но как раз знания в этих вопросах и нет! Поэтому ответ философа-материалиста никогда не будет научно убедительным. Философы–материалисты вообще могут придти к выводу, что ответа на вопрос о смысле жизни как о предназначении не существует и не нужно его искать, поскольку «смысл жизни в самой жизни»! Ведь у них представление о возникновении мира и человека часто сводится к необъяснимому совпадению случайностей. Случайность, понятное дело, исключает замысел. Поэтому случайность изначально ставит под сомнение и предназначение человека. Если не верить в предназначение свыше, то тогда задача поиска смысла жизни сводится к целеполаганию и самоопределению.

Что предлагают идеалистические концепции?

Принятие на веру идеалистических идей теизма будет предполагать совершенно иное толкование смысла жизни. Признание, например, божественной сути человека предопределяет смысл жизни как поиск дороги к Богу, как поиск Бога в себе, поиск красоты, любви и гармонии буквально во всем. Однозначный ответ на вопрос о смысле жизни в этом случае может быть определен выбранной религиозной базой. Если верить в то, что смысл жизни (как предназначение) дан человеку свыше, то тогда наши устремления сводятся к поиску высших сил, приближающих к пониманию этого назначения.

Как человеку определиться с нравственными нормами общежития?

Если нравственный закон четко и однозначно не прописан, то возможна его неоднозначность, индивидуальность его понимания и трактовки. Это приводит к постоянному нравственному нормотворчеству индивида как творца своего бытия. Объективность уступает субъективности, что не редко влечет за собой «сбои».

Стало быть, общество должно иметь что-то высшее по отношению к индивидуальному нормотворчеству. Таким «высшим» является нравственный Закон, определённый культурно- религиозной традицией своего народа.

Почему нравственный Закон необходим для понимания смысла жизни?

Касаясь вопроса о смысле жизни, хотим мы того или нет, мы упираемся в тот же самый краеугольный камень, на котором держится система наших представлений о доб­ре и зле. Нравственный закон является той отправной точкой, исходя из которой, мы формируем стратегию поиска ответа на вопрос о смысле жизни. Как минимум, нравственный закон ограничивает зону этого поиска.

Основываясь на каких мировоззренческих утверждениях (положениях) можно найти ответ на вопрос о смысле жизни?

 

  • мир хранит тайну своей сущности и происхождения, но очевидно, что он организован упорядоченно и разумно (осмысленно);
  • признание упорядоченности и разумности организации мироздания предопределяет принятие на веру первичности Идеи этой упорядоченности;
  • из этого следует признание Вечного, Абсолютного, Творца как источника исходной Идеи, являющегося гарантом смысла существования мира и человека;
  • в мироздании в целом, и у каждого его фрагмента имеется свой смысл, свое предназначение;
  • гипотеза существования Всеобщего энергоинформационного поля как грани сущности мироздания имеет право на жизнь;
  • в мироздании все находится в состоянии взаимосвязи, взаимодействия и взаимной обусловленности;
  • мысль материальна, ибо она также имеет «полевую структуру»;
    • существует связь (взаимовлияние полей) между разумом человека и окружающим его миром; каждая мысль и даже эмоции оставляют свой «след» в энергоинформационном поле мироздания;
    • поскольку мысль материальна, человек несет ответственность не только за свои слова и дела, но и за каждую свою мысль; он обязан формировать «ментальный фильтр» своих помыслов и целей;
    • установка на добро корректирует локальное поле, что ведет к преображению личности и ее гармонии с окружающим миром;
    • существует прямая зависимость добра на земле от нравственных усилий людей по причине взаимовлияния полей;
    • в обществе человек, наделенный душой и духом, выступает основополагающей ценностью; он несет в себе атрибутивность Творца;
    • важнейшими качествами человека являются составляющие его духовного мира. Поэтому важнейшей ценностью для человека является свобода как возможность для нравственного и духовного роста; говоря о свободе, прежде всего, имеется ввиду та из её граней, которая утверждает возможность становления и развития личности в нравственной среде.
    • человек во имя жизни обязан ориентироваться на согласие с окружающим его миром общества и природы;
    • высшая Идея (смысл, цель) нужна и человеку, и обществу;
    • зрелость человека и общества определяется их отношением к нравственному Закону; зрелое общество имеет единое нравственное поле;
    • только нравственный Закон сохраняет за собой претензию на статус подлинного регламента (регулятора) жизнедеятельности людей;
    • человек способен творить как добро, так и зло, в зависимости от своего нравственного состояния;
    • поведение человека в социуме предопределяется внутренним противоборством добра и зла, где все решает совесть;
    • совесть человека развивается должным образом только в нравственной культуре, только в поле нравственного Закона;
    • нравственный Закон выступает жизненной необходимостью, гарантом оптимального функционирования и защиты от вырождения как личности, так и общества;
    • одним из источников пробуждения совести человека выступает институт религии. Он является хранителем и проводником нравственного Закона;
    • такие виды познания как научное, философское и религиозное, могут и должны сосуществовать по принципу дополнительности, обеспечивая процесс освоения духовных и материальных явлений в их целостности;
    • лишь в рамках религиозного мировоззрения, с помощью, разумеется, адекватной философии, можно не только обосновать смысл жизни человека, но и ответить на сам вопрос по существу; предназначение человека метафизично по своей сути и лучшим образом толкуется религией своего народа.

Какой ответ о смысле жизни может дать обращение к опыту, например, православной Церкви?

«Нам, людям, Господь дал разум и бессмертную душу и дал нам назначение: познавать Бога и становиться все лучше и добрее, то есть совершенствоваться в любви к Богу и друг ко другу и получать от этого все большую радость в жизни.

Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему – дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу, для того, чтобы, познавая Бога и уподобляясь Ему, мы становились все лучше и добрее, совершенствовались и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом.

Поэтому существование человека на земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель».

А у неверующих в Бога, жизнь, что, бессмысленна? У Сократа или Конфуция, живших в далекие дохристиан-ские времена, что, тоже не было смысла жизни? А если был, то нельзя ли его сформулировать так, чтобы он носил универсальный характер?

Человек по всей логике рассуждений должен иметь единое предназначение, независимо от уровня его понимания, образования и верований, независимо от его происхождения и эпохи. Сформулировать такой универсальный ответ вполне возможно, поскольку:

- представитель народа, разделяющий веру устоявшейся в течение последней дюжины веков религии (многочисленные секты последних столетий тут в счет не идут), найдет адекватный ответ на вопрос о смысле жизни в религии своего народа. И гарантом тому является тот факт, что теистические религии объединяет любовь к Богу, человеку и миру;

- нравственные люди разных времен, народов и верований (в т.ч. и неверующие в Бога) имели и имеют достаточно близкие представления о базовых нравственных ценностях. Их жизненная позиция может быть согласована в вопросе о «смысле жизни», поскольку она включает любовь к человеку и миру.

Такая формулировка и будет приведена ниже.

А зачем ещё что-то формулировать, если вся логика ваших рассуждений подводит к обращению к духовной традиции своего народа?

Для тех, кто уже обратился к духовной традиции своего народа, действительно, ничего формулировать не надо. Достаточно обратиться к духовному первоисточнику и опыту святых отцов.

Личный духовный поиск привёл меня через последовательное и логическое интеллектуальное философствование от материалистического верования к верованию в Высшее. Данный труд предназначен быть подсказкой именно для тех, у кого аналогичный путь поиска истины. Поэтому формулировки даны для материалистически ориентированных соотечественников, для тех, кто в начале этого пути.

И какой же путь духовного роста для материалистически ориентированных соотечественников предлагается?

1. Задуматься над собственным бытиём. Для чего мы живем и почему живём так безнравственно? Что вообще такое человек? Задуматься над смыслом жизни.

2. Определиться со своим мировоззрением и, особенно, с осознанием необходимости единого нравственного Закона, значимости единой нравственной атмосферы.

3. Осознать себя как духовное существо и обратиться к духовной традиции своего народа.

Как можно определить сущность человека, опираясь на данные современной психологической науки и философии?

Сущность человека состоит из единства трёх его ипостасей: индивида, личности и индивидуальности. Индивид – представитель биологического вида, телесное, инстинктивное существо, связанное с законами материального мира. Человек как личность проявляется в сфере отношения с другими людьми, с обществом, где формируются его представления о долге, чести, счастье и т.д. Наконец, человек как индивидуальность является обладателем внутреннего, духовного мира.

Какое определение человека предлагается?

Человек – существо, хранящее тайну своего происхождения, характеризуемое триединством тела, души и духа, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью, обладающее даром любить и верить, способностью творить добро и зло; существо, имеющее совесть и духовность, склонное к поиску истины и смысла жизни, связанное с другими формами жизни, но отличающееся предрасположенностью к познанию и самопознанию, к преобразованию мира и самого себя, страдающее вечной неудовлетворенностью.

Какой предлагается ответ на вопрос о смысле жизни человека (как предназначении)?

Смысл жизни человека заключается в процессе его духовного рождения.

Признаки духовного рождения (роста, совершенствования, просветления) проявляются тогда, когда удается:

  • исключать зло из своих мыслей, слов и дел;
  • творить добро в своих мыслях, словах и делах;
  • находить радость в помощи ближним;
  • обрести собственное счастье в стремлении сделать других счастливыми;
  • познать фрагменты духовных и материальных явлений в их целостности;
  • познать себя как духовное существо;
  • обрести милосердную любовь к ближнему, признавая любовь в качестве высшего закона человеческой жизни.

Духовное рождение – это результат духовного поиска и роста или это процесс?

У обыкновенного человека это нескончаемый процесс. Но в редких случаях (например, у святых людей) духовный рост может продемонстрировать и результат: духовное рождение человека осуществляется тогда, когда милосердная любовь и чувство единения к человечеству и миру, а, значит, и к Богу, становятся внутренним состоянием.

Только ли «духовно» рождается человек?

Говоря образно, человек рождается трижды. Телесный человек (индивид) рождается в муках физических. В общении, часто в муках испытаний человеческими отношениями, рождается («выходит в люди») человек душевный (личность). Духовный человек (индивидуальность) рождается в муках духовных и имеет сопричастность Вечному, Абсолютному.

Каков общий вывод данного исследования?

Каждый человек уникален. Ему дарована жизнь удивительных возможностей. Каждый из нас погружен в мир многообразия форм, красок, видов, рас, наций, характеров, мнений, культур и верований. Нам авансом и с избытком даны многие жизненные блага. Но нам и отпущено обязательное испытание страданиями, проблемами и искушениями.

Человеку дана свобода нравственного выбора во многих жизненных ситуациях, чтобы каждый мог состояться и определиться в своем отношении к миру, формируя свой внутренний мир, чтобы каждый нашел свой путь к духовному рождению. Такое рождение и будет той самой духовной энергией, которая в своей совокупности превращается в фактор спасения нашего мира от безнравственности, загрязнения и угрозы разрушения. Это рождение становится прочным основанием гармонии человека с самим собой и миром.